Традиции и быт

По материалам творческой работы
участника клуба «Поиск» Игоря Худякова

Предметом изучения стали традиции и нормы жизни местных жителей, связанные с жилищем, его внутренней планировкой и домашней утварью, а также семейным укладом.
Актуальность выбранной темы заключается также в том, что в данном селе я проживаю и мне захотелось собрать материал о жизни односельчан, а в дальнейшем использовать в работе краеведческого кружка школы.
Цель работы: Изучить жизнь местного крестьянства конца XIX – начала XX века познать жизненное пространство своего села, его прошлое, найти ответы на интересующие меня вопросы путем личных контактов у ныне живущих людей, которые хорошо помнят рассказы отцов и дедов, а сами родились в 20-30 годы в селе Калаис. Попытаться осознать процессы, происходившие в непосредственной близости от меня и моих родственников.

Деревня начинается с крестьянского дома, где «красный угол подобен заре, потолок – небесному своду, а матица – Млечному Пути»(Сергей Есенин). Куда бы не приходил человек на протяжнии своей тысячелетней истории, прежде всего он строил и обустраивал свое жилище. Традиционный дом русской деревни — деревянный дом пятистенок — дожил и до наших дней. Вспоминает Гриднева М.Ф. (1928 г.р., ): «Испокон веку пол и потолок клали в одном направлении – вдоль избы к входной двери. Такой был обычай. И в моей избе, и у соседей» (записано 10.09.08). Кирпичные (или как говорили крестьяне, каменные) дома долгое время не приживались в деревне. И дело тут не только в бедности, даже богатые крестьяне предпочитали жить в деревянных домах, так как каменный дом ассоциировался у них только с острогом-тюрьмой (Н.С. Лесков «Загон»). И лишь в конце 19 века среди зажиточных крестья, особенно в селах, где не было крепостного права, появляется мода на кирпичное строительство. Калаис никогда селом бедным не был и на многих его улицах и по сей день можно увидеть дома того времени.

Во дворе дома — обязательные для нужд крестьянина, хозяйственные постройки. Амбары, кладовые, погреба нередко ставили на улице, напротив окон домов. В селе было принято строить у каждого дома кладовую или погреб . Все сооружалось из камня, с железными дверями, в основании плоской крыши плотно уложенные жерди, залитые сверху красной глиной. Рассказывает Белякова П.М ., коренная жительница с. Калаис 1923 г.р. (записано 01.07.02):«К лету в кладовую выносили валенки, шубы, сундуки – все, что было получше в семье». Завершая исследования по данной теме, я узнал (до 1987 года моя бабушка, Худякова А.М., заготавливала снег в погребе) , что на лето в погреб заготавливали снег и лед, в нем хранили молочные продукты: сметану, масло, творог, а также соленья и мясо.

Заглянем в крестьянское жилище того периода. Особое место в доме занимала и особым почетом пользовалась в крестьянской избе русская печь. Еще бы, ведь только благодоря ей была возможность жить в условиях суровой русской зимы. Печь занимала достаточно большую площадь в избе и стояла в углу справа или слева от входной двери, устьем была обращена к противоположной стороне. Так как печи строились высокими, необходимы были приспособления, чтобы залезть на лежанку. Русская печь не только варила, жарила и парила, но была также местом отдыха, сна, лечения и хранения кухонной утвари. Так как по сей день печь сохранилась в том виде, что и в начале XX века. Н.К. Кирюхина воспоминает:«Раньше, мне рассказывала мама, русская печь топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. Все ребятишки, всегда убегали из избы».(записано со слов Кирюхиной Н.К.7.07.02 , фотографировали печь в ее доме). По мнению всех, без исключения, опрошенных главной в избе была русская печь. Ее ставили на четырех обтесанных камнях, обмазанных глиной, так называемых пнях, на них клали доски, а сверху уже кирпич. Говорили: «У меня печь на пнях, долго простоит». Вспоминает Кудрявцева А. К. 1927 г.р. (записано 10.07.02): «Печника выбирали, нужен был хороший мастер, чтобы печь хорошо топилась, иначе жить семье в дыму, холоде и сырости. Боялись его обидеть, так уж велось, что многие мастеровые люди знали заговоры. Если хозяин был скупой и угощал плохо, печник мог сыграть злую шутку, в трубу печи он подвешивал гусиное перо и во время сильного ветра в трубе раздавался сильный гуд».

В одной из комнат на гибкой жерди — очепе — висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется». Первый год жизни, иногда дольше, ребенок спал зыбке. А поскольку семьи были большие, то не было в селе дома где колыбель бездействовала. Зыбка держалась на 4 веревках, сходящихся в одну, и привязанных к очепу (тонкая длинная жердь). Существовало несколько способов подвешивания зыбки. Гриднева А.К 1917 г.р. говорит, что «в потолок или в матку вбивалось кольцо, в которое продевался очеп, на один конец вешалась зыбка, а другой упирался в потолок» (записано 24.06.02).

Как говорит старожилы, на праздники стены комнат украшали вышитыми полотенцами, которые женщины приносили в дом с приданым. К сожалению, полотенец тех лет сохранилось очень мало. Однако, Кирюхина Н.К бережно хранит их как память о матери и о своей молодости.

Почетное место среди мебели в доме занимали сундуки. Их и сегодня довольно много пылятся на чердаках и в сараях жителей села. А тогда жизнь без них была невозможна, как невозможна сегодня жизнь без шкафов. В 19 веке в обиходе крестьянина появляются деревянные резные шкафы и буфеты, сделанные зачастую местными резчиками-умельцами.

Немало в избе и мелкой повседненой утвари. Так как необходимо ежедневно соблюдать элементарные правила личной гигиены, в доме обязательно должен быть умывальник. Умывальники изучаемого периода назывались рукомойники. Они были чугунные, тяжелые, по форме напоминали современный заварочный чайник. Зимой они висели в избе возле печки, а летом на улице. Утюги были двух видов: болванка и утюг, гораздо большей величины и более легкий, т.к. был полым внутри. Открыв верх утюга, в него засыпали угли и начинали махать рукой. Благодаря боковым отверстиям, в утюг поступал воздух, угли разгорались и разогревали его. У небогатых крестьян, кроме чашек, ложек, лопаты, ухвата, клюки почти ничего нет. У зажиточных крестьян имеется посуда – тарелки, миски и стеклянная – кувшины, стаканы, рюмки и пр. Подсобная посуда – ступы, корыта, маслобойки – после употребления выносились в сени или чуланы. Почти в каждой семье имелись ручные мельницы – крупорушки с деревянными или каменными жерновами.

Еще одна вещь крестьянского быта, о которой хочется сказать особо — прялка. Искуство прясть, как и искусство готовить входило в обязательное умение каждой хозяйки, а сегодня оно почти утеряно. Промышленная революция в 20 веке сделала ненужными и домашнюю прялку, удивительно красивую и изящную вещь, которую сегодня увидишь лишь в музее.

Кстати об умении готовить и крестьянской пище вообще. Крестьянин ел то, что добывал собственным трудом. Его повседневный стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас — вот, пожалуй, все главные разносолы. Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, оладьи, блины и, конечно, хлеб. Каких только поговорок, пословиц, присказок не сложено о хлебе! Вспомним хотя бы некоторые из них. «Хлеб да вода — крестьянская еда», «Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб всему голова».